Источники и тексты

Наиболее ранние свидетельства латинских и греческих авторов о кельтах довольно отрывочны. Первое упоминание зафиксировано лишь в VI веке до н.э. Однако без таких авторов, как Цезарь, Тит Ливии и Тацит, с латинской стороны, Страбон, Диодор Сицилийский и Птолемей, со стороны греческой, невозможно составить основательное представление о кельтской древности. Хотя нельзя не признать, что античные источники, описывающие кельтов, страдают постоянной неточностью. Многие античные авторы компилировали древние источники или полагались на сообщения, правильность которых были не в силах проверить.






Конечно, нельзя не признать, что классические авторы уделяли большее внимание описанию той части кельтского мира, которая располагалась поблизости от мест, где жили они сами: кельты Тита Ливия - из Цизальпинской Галлии; Полибий и Страбон повествовали, в основном, о Южной Галлии и Испании; греческие авторы рассказывали о стычках с придунайскими кельтами и кельтами из Малой Азии. Это было население периферийных областей, испытавшее наибольшее политическое, культурное и торговое влияние Греции и Рима, завоеванное, порабощенное и ассимилированное в первую очередь. Во II веке до н.э., когда Цизальпинская Галлия стремительно латинизируется благодаря римской колонизации, а Южная Галлия, вероятно, очень быстро эллинизируется, Британские острова и Северная Галлия еще на целых полтора века остаются землями почти не исследованными.

Пространных сообщений у античных авторов немного. По мнению Франсуазы Леру, автора книги "Кельтская Цивилизация", "скудость сообщений древних авторов становится особенно поразительной, когда они касаются самого тонкого вопроса: описания жреческого класса друидов. Что же касается человеческих жертвоприношений, в которых упрекали кельтов, то лучше не обращаться к их перечню, чтобы оградить себя от рассмотрения всякого вздора, как древнего, так и современного".

Трудно упрекать греческих или латинских ученых в том, что описание кельтов чаще всего не составляло основной цели их работ. Находясь в центре цивилизованного мира, они отдавали предпочтение описанию того, что их окружает, в то время как малоизведанным варварским землям отводилось случайное и незначительное место. Но именно эти записи являются для нас ценнейшими материалами о кельтском мире и единственным источником информации о нем за тот период времени. Нельзя недооценивать значение работ древних античных авторов, первых свидетелей кельтской цивилизации, несмотря на их тягу то к экзотике и преувеличению, то к наивному упрощению.

Гекатей Милетский (ок. 540-475 до н.э.) - греческий историк и географ, чьи работы "Генеалогии" и "Описание земли" известны лишь по цитатам, приводимым другими авторами, описывает греческую колонию Массалия (Марсель), располагавшуюся, по его словам, на земле лигуров рядом с владениями кельтов. В другом отрывке Гекатей называет кельтский город Ниракс - это место, по всей вероятности, соответствует Нории на территории древнего Норика, который можно приблизительно соотнести с современной австрийской провинцией Штирией. Труды Гекатея послужили важнейшим источником для Геродота.

В своем великом труде "История" Геродот (примерно 484 - 425 года до н.э.) уделяет мало внимания и истоку Дуная, и кельтам. Это прискорбно, поскольку археологические исследования доказали всю ценность и точность его суждений о других племенах, в особенности о скифах, информацию о которых он получал из первых уст. Однако важным представляется тот момент, что и Геродот, и, по всей видимости, Гекатей не считали необходимым подробно рассказывать грекам о нравах и обычаях кельтов. Геродот сетует на то, что его познания о дальнем западе Европы скудны. Греческая документация была фрагментарной, а истоки Дуная оставались менее известными, чем нижнее течение этой реки. Как ни ошибочны были представления Геродота о местоположении верховий Дуная, его убежденность в том, что эта река протекает во владениях кельтов, основана не только на соотнесении истока с Пиреной. О Нижнем Дунае Геродот был осведомлен гораздо подробнее: он знал, что на корабле можно заплыть далеко вверх по течению, и что река несет воды по обитаемым землям на всей своей протяженности. Резонно предположить, что именно этим путем в Грецию доходили сведения о кельтах из северных пределов.

Путешественник, ученый и астроном Пифей Массалиот, живший в IV веке до н.э., составил отчет о своих странствиях и открытиях. В поисках легендарного северного острова Туле, населенного гиперборейцами, Пифей достиг островов на западе от Кельтики. Он сделал полный круг вдоль британского побережья, высаживался на островах. Пифей подробно описал свое путешествие в работе "Об Океанах", где он указывает множество подробностей о северных островах, в том числе длину побережья (эти данные были преувеличены), но сообщает крайне мало информации о внутреннем устройстве и жителях Британских островов. Средством подтверждения достоверности массалиотского перипла (переложенного латинскими стихами Руфом Авиеном в IV веке) служат древние названия Ирландии (Ierne) и Британии (Albio), переданные по-гречески в архаической форме, совпадающей с еще более древними гойдельскими названиями островов: Eriu и Alba. Именно Пифею мы обязаны современным названием Британских островов - Priteni, в котором слышится отзвук древнего валлийского слова Prydein. Однако его же потомки, в том числе Полибий и Страбон, высказывали сомнения в правдивости рассказов Пифея и даже в самой вероятности этого путешествия.

Эфор (IV век до н.э.) называет кельтов в числе четырех величайших варварских народов известного мира (остальные три - скифы, персы и ливийцы), а географ Эратосфен в следующем веке упоминает о том, что кельты заселяют западную и трансальпийскую Европу.

Аристотель (ок. 384-322 г.г. до н.э.) в своих работах уделил внимание психологическим особенностям кельтов и их безрассудной храбрости, объясняя ее следствием невежества и вспыльчивости. Он так же описывает климат и географию Кельтики.

Полибий, греческий историк (ок. 200 - 120 гг. до н.э.) описывал романизированную Галлию. Основной исторический труд Полибия - "Всеобщая история" в сорока книгах, из которых до наших дней сохранились полностью только первые пять, остальные дошли лишь во фрагментах. В своей работе Полибий излагает главным образом те события, очевидцем и участником которых он был. По личным наблюдениям Полибий описывает Верхнюю Италию, Альпы и южную Галлию; говорит об Иберии, о Родосе, где по архивным документам имел возможность проверить показания предшествующих историков.

Полибию принадлежит тот самый фантастический домысел, который нередко приводят в качестве примера, доказывающего несостоятельность античных источников. Полибий рассказывает, что мечи галлов после первого же удара гнутся и перекручиваются, так что воин должен их выпрямлять. Это утверждение находится в абсолютном противоречии с удивительными способностями кельтских металлургов и кузнецов. Вероятно, этот рассказ о мечах основан на существовании в захоронениях согнутых мечей, положенных туда для мертвых воинов, но не используемых живыми, а также на находках оружия, умышленно испорченного во время жертвенных церемоний.

Посидоний (ок. 135-51 до н.э.) крупнейший древнегреческий философ, математик и астроном, учитель Цицерона, много путешествовал, побывал в Испании и Британии. В своих работах использовал как собственные наблюдения, так и компиляции из ранних записей других историков. Наиболее интересны его описания галльских обычаев. Именно его работы послужили многим идущим за ним античным историкам и ученым в качестве основного источника информации о кельтах.

Наиболее важный и пространный материал по кельтам оставил нам Гай Юлий Цезарь (102-44 года до н.э.). Его Записки о Галльской войне содержат два вида информации: это, прежде всего, донесение о событиях, дополненное защитной речью для нескольких римских читателей, в которой Цезарь объясняет выгоды и трудности завоевания; во-вторых, не представляющий большой важности в глазах Цезаря, но первостепенной важности для нас ряд разрозненных этнографических, религиозных или социологических сведений. Цезарь описывает структуру и положение дел в галльском обществе, внутриполитическую борьбу и взаимоотношение племен, приводит оригинальную в своем роде функциональную схему галльских божеств, послужившую в последствии основой для многочисленных сравнений с богами Ирландии.

Ценнейшими сведениями являются сравнения кельтских и германских племен, описание привилегированных и непривилегированных сословий, роли и функции друидов. Цезарь поддерживал официальные и длительные отношения с одним из них, эдуем Дивикиаком. Но несмотря на это, Цезарь говорит о друидах только в своем кратком социологическом описании Галлии и не называет Дивикиака друидом.

Диодор Сицилийский (вторая половина I в. до н.э.) - греческий историк, автор грандиозного сорокатомного труда по истории, из которого полностью сохранилось лишь пятнадцать томов, остальные книги дошли до нас в извлечениях. Диодор Сицилийский довольно пространно описывает галльских воинов, их вооружение, одежду, обычаи, способы ведения сражений, структуру войска, быт самих кельтов. Ему принадлежит знаменитое описание кельтского обычая отрубания головы врагов. Он так же считал что галлы, галаты и кельты были названиями одних и тех же народов.

Страбон (ок. 63 до н.э. - ок. 23 н.э.) - древнеримский ученый, грек по происхождению, путешественник, автор "Истории" в сорока трех и "Географии" в семнадцати книгах - одного из наиболее обширных, полных и значительных античных трудов. Страбон много путешествовал, а также пользовался различными источниками. В своей "Географии" Страбон называет остров Ирландия (Иерна) самым северным пределом обитаемого мира. Там же он дает подробное сравнение кельтских и германских племен, указывает на то, что кельтские племена жили в окрестностях Массалии. Наиболее ценной является информация Страбона об ученых сословиях в Галлии. Он указывает на три категории - друиды, ваты (пророки, профессиональные прорицатели) и барды. Галльских ватов Страбон отождествляет с античными оракулами.

Плиний Старший (23 или 24 г. н.э. - 79 г. н.э.), автор "Естественной истории". Особый интерес представляет его описание некоторых друидистических обрядов, хотя у специалистов они вызывают скептицизм.

"Плиний подробно описывает обряд срезания побегов омелы друидом в белом одеянии и с золотым серпом в руке. Затем он быстро описывает жертвоприношение быков, являющееся куда более значительной частью ритуала, не понимая его значения и не пытаясь воздержаться от пренебрежительного заключения: "Таково уж религиозное отношение стольких народов к вещам совершенно незначительным" (цит. по "Кельтская цивилизация" К-Ж.Гюйонварх, Ф.Леру).

Тацит Публий Корнелий (ок. 55 - ок. 117 н.э.), римский историк, оратор, политический деятель. Главные труды посвящены истории Римской империи и общественному устройству германцев. Среди работ - "Анналы", "История" в четырнадцати книгах, "Германия". Особую ценность для нас представляет его "Жизнеописание Юлия Агриколы", которое по своему жанру является традиционной хвалебной биографией, однако содержит описание географии народов Британии и истории покорения острова римлянами. Эти эпизоды, очевидно, введены с тем, чтобы прославить не блиставшего на римском политическом горизонте Агриколу и для придания тексту колорита, но сегодня они превратились в бесценный источник сведений по ранней истории Британии.

В своих "Анналах" Тацит описывает нападение на остров Мону римских войск под предводительством Паулина Светония. Остров Мона был сакральным и духовным центром Британии, на котором располагались святилища друидов. Текст повествует о неудавшейся попытке населения острова оказать сопротивление римским войскам с помощью магии. Римляне без труда овладели островом, который, разумеется, и не был защищен, поскольку британцам даже в голову не могло прийти, что его осмелятся атаковать. Особый интерес представляет упоминание Тацитом магических действий друидов, которым он, к сожалению, уделил незначительное внимание.

"Географическое руководство" греко-египетского астронома, математика и географа Клавдия Птолемея (II век н.э.) содержит ценные сведения, касающиеся Галлии, Ирландии и Британии. Но многие названия, используемые в описании в частности Ирландии, являются латинизмами, эллинизмами и арабскими заимствованиями, что усложняет идентификацию названий мест.

Этот список далеко не полный, множество трудов других античных авторов представляют определенную ценность для изучающих древний мир кельтов и друидов.


Перепечатка отсюда http://www.druids.kiev.ua/istochniki.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Одежда кельтов. Часть 1: для новичков

Античные штаны из Дамендорфа и Торсберга

Одежда и внешний вид англо-саксов в языческие времена.