Античные авторы о галлах

Выдержки из античных авторов о кельтах и галлах

Страбон: "Все племя, теперь называемое галльским или галатским, помешано на войне, отличается отвагой и быстро бросается в бой; впрочем, оно простодушно и незлобиво. Поэтому в состоянии возбуждения галаты устремляются в бой открыто и без оглядки, так что тем, кто захочет применить хитрость, их легко одолеть. Кто бы, когда и где ни пожелал под любым случайным предлогом раздражить галатов, найдет их готовыми встретить опасность, хотя бы у них не было никакой поддержки в борьбе, кроме собственной силы и отваги. Если же их убедить, то они легкодоступны соображениям пользы, так что способны воспринимать не только образование вообще, но также науку. Что касается их силы, то она зависит отчасти от крупного физического сложения, а частью обусловлена их многочисленностью. Они легко собираются вместе в большом числе, так как отличаются простотой, прямодушием и всегда сочувствуют страданиям тех своих близких, кому, по их мнению, чинят несправедливость…

Вот описание галлов у Диодора, также основанное, по всей видимости, на Посидонии:
"Внешность у галлов устрашающая, голос — громкий и очень грубый, в речах же они немногословны и иносказательны, зачастую прибегают к преувеличениям, чтобы возвысить самих себя, а других — унизить, привыкли угрожать, бахвалиться и превозносить самих себя, однако умом остры и к обучению склонны. Есть среди них и поэты, которых они называют бардами. Исполняя песни в сопровождении инструмента, схожего с лирой, одних они воспевают, других порицают. Есть также [у галлов] и некие весьма почитаемые мудрецы и теологи, которых называют друидами. Пользуются галлы и услугами прорицателей, которые у них в большой чести. [Прорицатели] эти вещают будущее по полету птиц или по внутренностям жертвенных животных, и весь народ им послушен. В частности, при исследовании особо важных вопросов, они придерживаются весьма странного и кажущегося невероятным обычая: окропив человека, его поражают в место над диафрагмой, а когда тот падает [смертельно] раненный, по его падению и содроганию тела, а также по истечению крови предсказывают будущее, полагаясь на опыт древних и многолетних наблюдений такого рода. Есть у них обычай не приносить никакой жертвы в отсутствие мудреца, поскольку полагают, что через тех, кто сведущ в божественной природе и как бы владеет божественной речью, и следует выражать благодарность богам, и через них же, как полагают, и следует просить о благах. Не только в мирное время, но и во время войны они пользуются особым доверием, как и певцы-поэты, причем не только среди друзей, но и среди врагов. Часто случалось, что когда войска сходились друг с другом для сражения, обнажив мечи и занеся копья, они выходили на середину и смиряли [воинов], словно укрощая неких диких зверей. Так вот даже среди самых свирепых варваров гнев уступает мудрости, и Арес чтит Муз".

Наибольшую ценность во многих отношениях представляет собой широко известное свидетельство Юлия Цезаря. Согласно его описанию, ставшему одним из оснований теории Дюмезиля, галльское общество было разделено на три класса, druides, equites и plebs, три функции (жрецы, воины и земледельцы). Об equites он говорит, что у более знатных и состоятельных есть многочисленные клиенты.

Цезарь сообщает о друидах больше, чем другие наши источники, упоминая об их двадцатилетнем обучении, их устной традиции и так далее. О галлах же он говорит: "Natio est omnis Gallorum admodum dedita religionibus" — "Весь галльский народ чрезвычайно предан религии". Он сообщает, что друиды учили о переселении душ и что молодые люди стекались к ним для обучения.

"Говорят, они учат наизусть множество стихов и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях… они пользуются греческим алфавитом. …Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов".

характерная черта кельтской религии состоит в том, что объектами поклонения были колодцы, реки и священные деревья, имевшие богов или богинь-покровителей. Некоторые реки были божественными сами по себе. В истоке реки Сены находилось святилище богини Секваны, а рядом с истоком Марны — святилище богини Матроны. В Ирландии богинями были Боанн (Бойн) и Шинайнн (Шэннон). Кроме того, были боги-животные: Тарвос Тригаранос, изображенный на знаменитом парижском монументе в Музее Клюни; кабан, Моккос; богиня Эпона, имя которой предполагает культ лошади; и богиня Артио, возможно, медведица. Рогатый бог Цернуннос появляется на Котле из Гундеструпа с оленем, а богиня Дамона предполагает культ коровы.

Жрецами, отправлявшими культ этих богов, были друиды, о которых многое рассказывает Цезарь. Они совершали частные и публичные жертвоприношения. Они учили, что душа бессмертна и после смерти переходит в другое тело, приблизительно как у индийцев. Они учили также, что все люди происходят от Дита, бога Иного мира, знали астрономию и естественную философию
После победы захваченные животные приносились в жертву богу войны. Иногда приносились человеческие жертвы, и Цезарь говорит, что в таких случаях предпочтение отдавалось преступникам, но если преступников не было, на их место выбирались другие люди. Этот дикарский обычай упоминает и Лукан в хорошо известном отрывке, где говорится, что боги Эсус, Таранис и Тевтатес умиротворялись человеческими жертвами. Жертвоприношения, возможно, также проводились на частных обрядах или регулярных годовых праздниках, но о галльских праздниках или ритуалах нам почти ничего не известно, так как сами галлы не оставили никаких записей о них.

Было откопано несколько бронзовых пластин, оказавшихся календарем, рассчитанным на 62 последовательных месяца, приблизительно равных пяти солнечным годам. В месяце 30 или 29 дней, месяцы разделяются на две половины (15 + 15 или 15 + 14). Месяцы из 30 дней (кроме EQUOS) отмечены как благоприятные (MAT.), а месяцы из 29 дней как неблагоприятные (ANM.). Однако определенные дни в благоприятном месяце несчастливые, а некоторые дни в неблагоприятном месяце счастливые. Вторая половина месяца имеет заголовок ATENOUX ("возвращающаяся ночь") (?), так что, по всей видимости, перед нами разделение на светлую часть и темную часть. МакНейлл показала, что седьмой, восьмой и девятый дни месяца были днями полной луны. Лунный год из двенадцати месяцев был адаптирован к солнечному году путем добавления дополнительного месяца из 30 дней в каждый третий год. Таким образом, в этом году было 13 месяцев, двенадцать из которых сохраняли свои собственные названия, и один дополнительный месяц из 30 дней, дни которого поочередно получали названия по одному из двенадцати месяцев. В дополнительном месяце не было собственных дней, и он был вставлен для того, чтобы привести в приблизительное соответствие лунный и солнечный циклы.
Существовала тщательно продуманная система переносов, согласно которой обозначения, свойственные дням в данном месяце, переносились на соответствующие даты предшествующего месяца или чередовались между двумя последовательными месяцами предположительно, в ритуальных целях. Мы не будем вдаваться в детали, но Календарь из Колиньи является свидетельством высокого уровня астрономических познаний и может отражать ученость друидов. Более того, в разделении месяца на светлую и темную половины, в месяце из тридцати дней с трехлетним циклом, в конце которого добавлялся дополнительный месяц, этот галльский календарь напоминает индийский.

"Для греков спираль — это спираль, а лицо — это лицо, и всегда ясно, где кончается одно и начинается другое, в то время как кельты "видят" лица в спиралях или завитках: неоднозначность — свойство кельтского искусства… Это механизм снов, когда контуры предметов размываются и одни вещи плавно перетекают в другие".

Аристотель в "Этике Никомаховой" говорит: "У нас нет слова для обозначения чрезмерно бесстрашного человека; может быть, такого можно назвать безумным или бесчувственным, который ничего не боится: ни землетрясения, ни волн, как говорят о кельтах"

Страбон цитирует историю из Птолемея о кельтских поселенцах на Адриатике, которые, когда Александр Великий спросил их, чего они боятся больше всего, ответили, что они боятся, как бы не упало небо.

Катон Старший говорит о кельтах Цизальпийской Галлии: "Pleraque Gallia duas res industriosissime persequitur, rem militarem et argute loqui" — "У них две большие страсти — быть храбрыми в войне и хорошо говорить".

Якобсталь говорит, что кельтское искусство, во всем своем многообразии и даже несмотря на распространение на столь обширной территории, является единой культурой. И он добавляет:
"Нам говорят, что галлы были храбрыми, драчливыми, жестокими, суеверными и красноречивыми: их искусство также полно контрастов. Оно привлекает и отталкивает; оно далеко от примитивности и простоты; оно изящно по мысли и технике, разработано и умно, полно парадоксов, беспокойно, загадочно неоднозначно; рационально и иррационально; мрачно и темно — далеко от человечности и прозрачности греческого искусства. И все же это действительно стиль, первый большой вклад варваров в европейское искусство, первая большая глава в непрестанных контактах южной, северной и восточной сил в жизни Европы".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Одежда кельтов. Часть 1: для новичков

Античные штаны из Дамендорфа и Торсберга

Одежда и внешний вид англо-саксов в языческие времена.