Галльский десант на фламандской зимовке (часть 1 эмоционально - описательная).

Наш клуб, в лице меня и Кати, принял участие в зимнем походе, организованном КИРиФ “Фламандцы” (http://vkontakte.ru/club1779660 http://www.vlaanderen-club.narod.ru/). Изначально поход планировался как мультивековое мероприятие и туда приглашались все желающие. Заявки подавали клубы, занимающиеся ранним и поздним средневековьем, а также мы :). Но ближе к “зимовке” практически все отказались и в итоге поход получился в формате пехота 13 век (КИРиФ “Фламанцы” и Сан из Питера) и пара галлов (т.е. мы). Программа была запланирована таким образом, чтобы все, кто впервые шел в поход, могли его осилить.

Заехали в пятницу, подготовили и дошили вещи (как всегда - последняя ночь перед мероприятием - самое деятельное время), упаковали мешки и пошли к Вальтеру ночевать (за что ему отдельное спасибо). В субботу утром пришли на базу к Фламандцам переоделись и вышли во двор. Построились и, после речи главного организатора, двинулись в лес. Прошли несколько км до “пафосного дерева”, где пафосно пофоткались на память, чутка попили и двинулись дальше - к следующей контрольной точке - холмищам. Там довольно быстро поделились на два отряда и началась война за то, кто первым уйдет к следующей точке войны - мосту.

Правда был небольшой затуп с тем, кто откуда начинает и кто на кого нападает, но его быстро решили. Во время боев пришло осознание, что обувь с шипами - рулит: бои проходят на склоне и даже когда просто стоишь, нога сильно скользит по снегу, а вышедший из строя солдат - почти верная смерть отряду. Позволю себе высказать здесь идею на будущее. Возможно эти 3-и схватки интереснее (по крайней мер для меня) будет устроить строить по схеме: 1-ый бой на равнине при равных условиях (а-ля бугурт), 2-ой - победившая команда занимает более выгодную позицию и обороняется, 3-ий - команды меняются местами и проигравшая в 1-ом бою команда получает шанс отыграться. Команда, в которой был я, проиграла 2-1 и осталась, а победители резвым маршем двинулись занимать мост. По условиям войны проигравшие, т.е. мы, должны были выйти через 15 минут и, дойдя до точки, не снимая вещей, двинуться в бой. Наш отряд сразу стал прикидывать, кому как удобнее вещи повесить, чтобы биться не снимая их или успеть быстро на подходе скинуть. Через 15 минут двинулись. Дойдя до моста ринулись в бой, но удача была не на нашей стороне. После боя, уже скинув все вещи, остались ещё повоевать.

Воевали во всех возможных позах :) и мечники против копейщиков, и смешанные отряды, и превосходящие отряды. Все получили море позитива и заряда бодрости. Основной поток перлов за день - как раз отсюда. Отдельно хотелось бы упомянуть место этих боев - мост. Он просто шикарен!!! Достаточно крепок - чтобы выдержать всю нашу братию, не сказать чтобы хлипок, но перила мы все же сломали, когда эпично падали с него:) Благо падать не высоко. что-то около полуметра и в сугроб :) Сами перила сломали - сами починили и продолжили вонзаццо. Мост - наверное самое яркое впечатление за день. После боев отдохнули и двинулись к землянке.
Если дорога до боев и часть пути к землянке шла протоптанными тропами, то вторая половина пути - это узенькая тропинка и сугробы. Тут тоже хватило впечатлений и эта часть пути показала, насколько труднее иди в таких условиях, особенно в низкой и открытой обуви. До землянки добрались часа за пол, немного отдохнули, распихали вещи и стали рубить дрова и разводить костер. Дрова оказались промерзшими и не хотели разгораться. То что разгоралось - очень сильно дымило и не уходило из землянки, пока не открыли дверь. Когда же дрова наконец разгорелись, то тепло от костра и дыма стало топить снег на крыше и в землянке пошел дождь из талого снега. Тут появилось первое недовольство собой - внутри меня проснулись панические нотки, которые удалюсь погасить только по пути домой. Вальтер, как организатор и руководитель, решил вести отряд на базу. Мы упаковались и в сумерках при свете историчного фонаря двинулись в обратный путь. На базу пришли мокрые, но довольные. Разложили вещи и отправились на пир. Второе недовольство собой появилось после просмотра видео с боев: столько ударов пропустил, и игнорируя (видимо не чувствуя) их, продолжал воевать, не умирая.

Итоги
Для нашего клуба этот поход стал экспериментальным и по возможности хождения в такие походы, и по проверке некоторых версий по вещам. В итоге выяснилось, что 2-х суконных рубах + рубахи без рукавов + плаща сложенного в несколько раз, перекинутого через плече и заткнутого за пояс + куклуса (кельтского варианта худа / плечевой накидки с капюшоном) + шерстяных штанов + шерстяных носок + гетр + льняных штанов + льняной рубахи вполне достаточно для похода, но недостаточно для ночевки, т.к. сильно мерзнут руки. Надо искать другие варианты.
Подробнее по костюму, как мужскому, так и женскому, напишу в следующей заметке, здесь приведу только общие выводы. Валенки рулят :). Любая кожаная обувь намокает и снег забивается внутрь. А валенки + поршни - очень удачное сочетание (на кельтов есть находки войлочного подшлемника, поэтому можно предположить, что какой-то аналог валенок вполне мог иметь место). Очень не хватает каких-нибудь шипов - надо поподробнее посмотреть эту тему. Мех на голое тело отогревает моментом. В поход нужны вторые носки, чтобы можно было по приходу сразу переодеться. Хочу подробнее подчеркнуть то, о чем писал выше: нужно что-то подумать про руки (от плеча до кисти) т.к. они получаются самыми незащищенными от холода частями организма. В бою отряд копейщиков решает :)
Эмоции от похода, компании, разговоров - только положительные. На следующий год надо лучше подготовиться и приехать уже во всеоружии, если позовут. А вот собой сильно не доволен. Спасибо ребятам за теплый прием, за отличный поход, за превосходную войну и за хорошую компанию.