Одежда и внешний вид англо-саксов в языческие времена.

Перевод статьи http://mahan.wonkwang.ac.kr/link/med/england/anglo-saxon/culture/dress.html
В статье описывается как мужская, так и женская одежда на основе находок в германских и датских болотах.

У нас очень мало прямых свидетельств об одежде ранних англо-саксов, а дошедший до нас текстиль дает лишь отрывочные данные (он сохраняется обычно в минерализованной форме на металлических предметах), и тех очень мало или они вообще не подлежат описанию. Ещё данные можно взять из литературных источников этой страны. К счастью у нас есть информация о континентальных германских народах, как из сохранившейся одежды, так и из позднеримских изобразительных и литературных источников. Связь между ранними англо-саксами и их континентальными родственниками можно легко показать исходя из высокой степени сходства погребений, керамики, ювелирных изделий и т.д..

Мужская одежда
Континентальные данные показывают, что короткий плащ или накидка, сделанная из кожи и меха (как правило, овчины), была важным элементом костюма германских мужчин. Цезарь и Тацит отмечали эту одежду как носимую на голое тело, и находки из датских торфяников железного века, казалось бы, подтверждают их наблюдения (хотя считается маловероятным, что ранние англо-саксы ходили только в плаще). Похоже, что такие накидки носили меховой стороной внутрь, кожаной - наружу, и имели шнуровку. Они были сшиты, связаны  или имели деревянные или кожаные пуговицы, которые застегивались через петли из кожи (то есть они не требовали булавок или фибул). Тканые плащи, короткие или до колена, были обычным явлением. Эти плащи не были сшиты портными и состояли из квадрата или прямоугольника ткани, который застегивался на одном плече, как правило на правом. Плащи были вытканы одним куском на вертикальном станке, и часто имели тесьму сплетенную а дощечках. Такая тесьма также могла быть вплетена в край ткани, таким образом, что шла вокруг одежды. Особо следует отметить большие и роскошные плащи, найденные в торфяных болотах Thorsbjerg, Дания и Vehenmoor, Германия. Они оба были комплексного переплетения и окрашены дорогими красками в разные цвета. тесьма, идущая по краю плаща из Thorsbjerg плелись более чем на 100 дощечках, из Vehenmoor - около 146, и на обоих была искусная бахрома. Плащ из Thorsbjerg около 66'' (1.68 м) в ширину и 93'' (2.36 м) в длину, из Vehenmoor 69'' (1.75 м) примерно на 112'' (2.85 м). Плащи носили, складывая  вдоль и закрепив на правом плече. Вполне вероятно, что самые богатые англо-саксы носили объемные плащи такого типа, все остальные носили менее роскошные варианты. Такие плащи универсальные и очень практичные поскольку их можно использовать как одеяла если развернуть.

Другим типом плащей, используемых германскими народами, были одежды типа пончо с центральным отверстием для головы. Нет изображений человека в пончо в англо-саксонском искусстве (хотя некоторые женщины в поздней англо-саксонской Англии, похоже, носили что-то похожее) и нет прямых доказательств, что его носили в англо-саксонской Англии, но это, безусловно, тип одежды, который был известен. Еще один вид верхней одежды - это накидка с капюшоном, известная современным ученым, как «галльская накидка» (Gallic coat). По-видимому, плащи могли быть сделаны из кожи или ткани и могли варьироваться в размерах от маленьких накидок до объемных плащей типа Thorsbjerg и Vehenmoor.

Есть много старых английских слов для различной верхней одежды, которую могли носить мужчины и женщины: hacele (плащ,возможно с капюшоном), mentel и sciccels (может быть сделан из меха). Мужчины носили меховой crusene и heden (с капюшоном) и rocc (из меха или кожи). Ofer-slop носили мужчины, также как и lota (из мохнатой ткани и использоваться в качестве одеяла, а также плаща). Не известно кто носил rift (плащ или rekbce (
curtain)) и sciccing.
Точно известно, что германские поселенцы носили брюки. Эта черта уже давно выделяла "варваров" из греков и римлян (хотя римляне в конечном итоге тоже стали носить брюки!). Брюки иногда носили под тунику, а иногда - только с плащом. Они держались на талии при помощи пояса. Изобразительные источники часто показывают штаны довольно свободными: висящая ткань собиралась вокруг талии и висела складками на ногах. Однако археологические находки показывают, что брюки были подогнаны под тело. Штаны, плотно облегающие ногу, показаны в поздних англо-саксонских рукописях. Скорее всего выбор облегающих или свободных штанов это дело личного выбора или племенных традиций. Все брюки, похоже, были длинной до лодыжки, а короткие брюки оставались только в качестве нательного белья. Некоторые высококачественные брюки, судя по всему, были с носками и ременными петлями. Некоторые находки имели прорези на лодыжках, чтобы можно было заузить штанину. Штаны делились на brec (короткие), и braccas (бриджи или длинные брюки).
С низу штаны скреплялись гетрами или подвязками, некоторые из которых были найдены в раскопках на континенте. Два их типа известны из литературных источников, которые превосходно согласуются с археологическими находками. Первые - гетры или чулки, изготавливались из ткани или кожи. Вторые – полоска ткани, которая могла быть использована для того чтобы обмотать гетры или удерживать свободные складки брюк (а также для закрытия разрезов у лодыжек). Также она могла быть намотана на голени и стопы для утепления и защиты, как в «обмотках» и, видимо, была  известна как strapulas или winingas. Из археологических находок известны прямоугольники ткани, которые оборачивались вокруг голени и скреплялись при помощи шнурков или тесемок. Они вполне могли быть известны как hosa, тогда ленты могли называть hose-bend или wining о которых известно из литературных источников. Они могли быть изготовлены и из кожи, поскольку мы знаем слово leder-hosa. Тем не менее возможно, что слово hosa использовалось для одежды типа чулок (особенно при рассмотрении их сходства с более поздней средневековой одеждой известными как шосы (hose)), в этом случае hose-bend и wining могут быть подвязкой, которая их поддерживает. Некоторые мужчины англо-саксы могли иметь привычку носить ножи или инструменты заткнутыми в гетры, поскольку небольшие ножи и инструменты были найдены в районе голени у скелетов в англо-саксонских могилах.

Большинство мужчин, также носило тунику, подпоясанную на талии. Туники обычно были с длинными рукавами. Они, как правило, были длиной от середины бедра до колена. В археологических находках рукава достаточно длинны, чтобы иметь возможность подгибаться в манжете (как на некоторых кельтских туниках) или закасываться и образовывать складки (как в более поздних англо-саксонских примерах). Часто шов не доходил до конца рукава несколько дюймов, оставляя открытым запястье, чтобы руки могли свободно проходить в рукава (нет находок возможных застежек на запястье из мужских могил, скорее всего разрезы могли быть закрыты при помощи завязок, сшивания или просто оставались открытыми). На некоторых туниках также и боковой шов не доходил до конца несколько дюймов, для того чтобы облегчить движение. Шейное отверстие на этих ранних туниках имели вид простой щели или отверстия овальной формы. Туники часто украшались тесьмой, сплетенной на дощечках, но замысловато украшенные туники, такие как туники поздне-римского типа, скорее всего, не использовались. Туники к тому времени видимо, были известны под названиями cyrtel (возможно короткий тип туники) и pad. Также кажется, что некоторые люди, скорее всего только богатые, носили нижнее бельё (в то время большинство белья, вероятно, импортировалось из континентальной Европы и/или Ирландии). Оно было похожа на верхнюю тунику (неясно, носилась ли она заправленной в брюки или нет), но была сделана без украшений. Известны следующие слова для обозначения этой одежды: cemes, ham, hemede, serc и smoc.

Пояса носили для того чтобы держать брюки и в качестве пояса туники. Большинство поясов были кожаными и застегивались при помощи пряжки, хотя также носились и плетеные пояса. Большинство поясов были практичными предметами и часто использовались для того, чтобы повесить элементы снаряжения, хотя также известны пояса с орнаментами. Не все ремни крепились при помощи пряжки, многие могли быть «tie-belts», где один конец кожаного пояса завязывался через петлю на другом конце (пояс этого типа был обнаружен на теле человека из Толлунда в Дании). Вполне вероятно, что простые пояса (возможно, только tie-belt) были использованы для поддержки штанов (там, где они не были видны), тогда как  украшенный пояс мог быть использован для туники (там, где он был более заметен). Такие предметы, как ножи и сумки, вероятно, носились на ремне брюк, а не на поясе туники. Некоторые искусно сделанные пояса поздне-римского военного типа по-прежнему использовались, хотя большинство из них были простыми, узкими (1,25’’ (3,17 см) и менее) кожаными ремнями. Для обозначения поясов известны такие слова из старого английского как belt и fetel. Кожаные сумки известны как fetels (для ношения вещей для разведения огня, а не денег) иногда носили на поясе, а также на пояс достаточно часто спереди вешали огниво. Континентальные находки свидетельствуют о том, что эти сумочки носили на задней части пояса. Головные уборы почти неизвестны в этой стране в то время, хотя существуют редкие примеры на континенте. Вероятно, с плащи с капюшоном или универсальный прямоугольный плащ, натягиваемый на голову, обеспечивали защиту от плохой погоды. Слова hct и hufe могли применяться к головным уборам мужчин, а слово hod, вероятно, означало капюшон.


Типичная мужская одежда англо-саксов в языческое время.

Женская одежда.
Женский костюм этого периода намного легче восстановить, чем мужской, так как это связано с множеством ювелирных изделий, которые помогают определить внешний вид целого костюма. Есть общие особенности всех ранних англо-саксонских женских костюмов, хотя есть и несколько региональных вариантов. Их обычно разделяют на Английский(Anglian), Саксонский(Saxon) и Кентский (Kentish) или Ютский (Jutish) стили (и, конечно, их распределение совпадает с описанием Беде (Bede) мест, где селились люди).

Основным элементом одежды было платье пеплос(peplos). Это, как правило, трубчатая одежда (хотя это может быть просто прямоугольник ткани) сколотый на плечах парой брошей, и оставлявший руки открытыми. Этот тип одежды носили женщины в бесчисленном множестве культур с самых ранних времен, и он, несомненно, является характерной чертой германского костюма на протяжении многих веков. Найденные примеры варьируются в размерах от 54" (1.37 м) до 66" (1.68 м) в высоту и 94" (2.40 м) до 106" (2.68 м) в окружности. Интересно отметить, что эти измерения тесно связаны с измерениями двух плащей упомянутых выше, так что плащи можно было носить как открытый сбоку пеплум (это также дает нам возможность понять, какие размеры и типы станка использовались для ткачества). Высота этих платьев означала, что верхняя части платья должны были быть сложена в накидку и / или платье должно быть в значительной степени свисать на поясе, оба этих варианта видны в континентальной живописи. Есть множество способов ношения пеплоса, с использованием от одной до трех фибул, хотя, безусловно, чаще всего использовались две фибулы. Кажется, что первые германские поселенцы, любили симметричный вид и большинство пар фибул одинаковы, или, по крайней мере, очень похожи. Пояс, как правило, носили вокруг талии или бедер, хотя, по крайней мере, один источник показывает женщин, носивших платья, стянутоее чуть ниже груди, в этом случае оно висело свободно и его ношение могло быть комфортно во время беременности. Складки платья обычно скрывают пояс, но некоторые источники свидетельствуют о втором видимом поясе. Эту одежду, как правило, носили длиной до лодыжек, хотя если её носили поверх нижнего платья она могла быть такой длинны, чтобы только скрывать икры. Эти платья зачастую оторочены тесьмой сплетенной на дощечках, по крайней мере, по верхнему краю, и, возможно, иногда по нижнему. Стиль ношения фибул, кажется, был региональным: фибулы с кольцами носились только к югу от Темзы также как и похожие укрепленные (armed) фибулы, были известны только в ранний период. Броши с лучевидными головками, птицеобразные фибулы, и инкрустированные фибулы были в основном характерные для Кента. Крестообразные броши были особенно популярны в Английских (Anglian) районах; кольцевые броши особенно любили у Нортумбрианских Англов (Northumbrian Angles). Блюдцеобразные фибулы были наиболее популярны в районах Саксонии, как и дисковые броши. Длинные фибулы, во всех их формах, судя по всему, были довольно универсальны. В некоторых бедных женских могилах не хватало пары плечевых фибул, и вполне вероятно, что в этих случаях края платья были сшиты вместе, а не скреплялись фибулами. Пеплос, как правило, был из шерсти, хотя некоторые были сделаны из льняной ткани. Мы не знаем, какое название было дано этой одежде, хотя slop и wealca являются наиболее вероятными словами.

В теплую погоду носили только пеплум, а в холодную погоду, или по особым случаям, также под него носили нижнее платье. Стиль нижнего платья мог быть различным: в некоторых случаях оно оно больше походило на корсаж (bodice), в других же было полноценным длинным платьем. Рукава, вероятно, также были различной длины от очень маленького до полностью закрывающего руку. Основным типом такого платья, видимо, был корсаж с длинными узкими рукавами и с отверстием спереди закрываемом при помощи броши. Пеплос скреплялся с ним еще одной центральной брошью. (Также, возможно, была длинная версия этой одежды, или, возможно, её носили с юбкой «petticoat» [См. ниже]) Этот стиль чаще всего представлен в Английских(Anglian) районах, где запястные застежки (wrist clasps) использовались для скрепления рукава (эта традиция встречается исключительно у Английских (Anglian) женщин), хотя вариант без застежки на запястье, возможно, носили в других областях. Другой тип нижнего платья - длинное без рукавов, или с короткими рукавами (возможно, плиссированные, как поздние скандинавские примеры), похожее на мужскую тунику и заканчивающееся где-то между коленом и лодыжкой. Эта одежда, кажется, более характерной для женщин Саксонии, хотя, возможно, её носили под- и в дополнение к корсажу, упомянутому выше. И наконец, есть некоторые континентальные изобразительные свидетельства того, что длинная юбка «petticoat» может одеваться под пеплум. Она, вероятно, имела форму цилиндра и носилась вокруг талии или бедер, затянутая шнурком вокруг её верхнего края. Эта нижняя одежда, как правило, была из льна или тонкой шерсти. Есть несколько староанглийских слов для нижнего белья, но неясно, какие из них относятся к женской одежде. Эти слова cemes, ham, hemede, scyrte, serc и smoc.

Костюм англо-саксонской женщины в языческие времена определенно был перепоясан плетеным или кожаным поясом, о чем свидетельствует существование кожи или текстиля из которых был сделан пояс, многочисленные сохранившиеся предметы в местах застежки, таких как пряжки, а также регулярно обнаруживаемые предметы в районе бедер или талии, которые очевидно были прикреплены к поясу. Женские пояса, похоже, могли застегиваться различными способами, включая пряжки, продевание через кольцо (как в tie-belt), завязывание на узел и, возможно, с помощью пуговицы. Множество предметов могли висеть на поясе включая ножи, ножницы, ключи, туалетные приспособления, косметические средства (пинцеты, щетки и т.д.), амулеты, веретена, сумки и т.д.

Также помимо нижнего платья и пеплума, многие женщины носили плащи, накидки и платки. Плащи были квадратной или прямоугольной формы типа тех, что носили мужчины, хотя в некоторые источники показывают, что плащ застегивался по центру, а не только на плече. Женщины также могли носить короткие накидки и платки. Названий для верхней одежды много и как обычно не ясно, что носили мужчины и что женщины. Эти слова включают lota, rift, mentel, hacele, ofer-slop, pad и sciccing. Сrusene и heden были из меха или кожи, rocc и sciccels также были из меха. Одна одежда типа плаща была исключительно женской, она называлась hwitel и была сделана из белой (неокрашенной) шерсти и, вероятно, с бахромой.

Не существует никаких доказательств, что в языческие времена женщины имели привычку покрывать голову, как поздние англо-саксонские женщины, но известно несколько видов головных уборов. Плащ или платок мог быть легко одет на голову, чтобы сформировать капюшон, а также прямоугольные шарфы, иногда с бахромой известны из археологии. Шапки и сетки для волос, изготовленные по технике известной как спрэнг известны из изобразительных и археологических источников и  часто покрывали косички или ленты в волосах. Изобразительные и археологические свидетельства также свидетельствуют об  использовании вуали, часто изо льна, свободно свисающей с распущенных волос. Вуаль имеет склонность соскальзывать или сдуваться ветром, так что если вуаль носили, то её либо должны были привязываться лентой для надежности, либо иметь фиксированное основание, такое как коса или шапка, которое можно было бы использовать, чтобы приколоть к ней вуаль. Несколько состоятельных женщин из кента были похоронены с золотыми парчовыми лентами для волос (возможно известными под латинским словом vitta или староанглийскими словами nostle, snod и twcle), мода на которые была заимствована из франкского королевства. Возможно женщины в скромной обстановке носили ленту для волос, которая была сделана полностью из ткани, которая в последствии сгнила. Языковые данные свидетельствуют о более широком спектре головных уборов, чем археология и скульптура. Слово hćt (hat) использовалось для обозначения предмета, надеваемого на голову (свободного кроя капюшон или шарф) и scyfel (своего рода шапка или шляпа). Binde, ленту для волос, по-видимому носили замужние женщины.
Мы не знаем, как англо-саксонские женщины сохраняли свои ноги в тепле, они могли просто добавлять дополнительные слои платьев и юбок, или они использовали другие методы. Вероятно, они использовали короткие льняные штаны (brec) и что-то типа обмоток (hose-bendas, winingas).

Женский костюм в Кенте (Kent) , где поселения, похоже, создавались в основном ютами (Jutes) и фризами (Frisians) из франкских областей, похоже, отличается от Германских стандартов, по крайней мере, среди высших классов. Помимо золотых парчовых лент для волос, упомянутых выше (которые могли носиться только членами королевских родов) похоже, они также могли носить открытый спереди халат, скрепленный фибулами на груди и / или над талией, или в том же месте, что и пеплум. Похоже, что пара фибул  иногда использовались, чтобы прикрепить две стороны халата, открывая одежду под ним. От самой нижней броши могли свисать хрустальный шар в серебряной оплетке и пробитая ложка, в дополнение к вещам, висевшим на поясе. Точное назначение этих шара и ложки неизвестна, им обычно приписывают ритуальное значение. Пряжка ремня и обилие украшений, также общие черты Кентского костюма. Вуаль также была общей частью Кентского костюма, и, весьма вероятно, прикрывала уши. Также были найдены ушные кольца(ear-rings), но носились они скорее на ожерелье, а не в ушах. Этот стиль головного убора может исходить из континента, где христианство влияло на одежду и образ жизни. Этот костюм является более типичным для франкского стиля, нежели английского, и его конечный источник - Византия. Сильное франкское влияние, вероятно, обусловлено сочетанием Кентских ютов франкского происхождения и их близостью к империи франков. Тем не менее, различия между кентским и франкским костюмами показывают, что кентский костюм не следовал франкской моде, просто часть франкских, перенятых у византийцев, тенденций повлияли на кентских женщин в верхних слоях общества.


Типично женское англо-саксонское платье языческого периода.

Обувь
Обувь, как правило, была с круглым носком, на плоской подошве и доходила до лодыжки или была чуть ниже её. Вероятно, сандалии железного века и позднего римского типа по-прежнему использовались, хотя закрытая обувь цельная из одного куска кожи, кажется, впервые появилась в этом периоде. Обувь была сшита или завязывалась кожаными ремнями, и не была подбита как некоторые римские экземпляры. Обувь была сделана из кожи или сыромяти. Есть немало слов, для обозначения обуви, некоторые из которых кажется, служат для описания определенного типа, но в настоящее время неясно, какие именно слова  относятся к какому типу обуви. Эти слова включают scoh(“shoe”, ботинок ниже лодыжки, ботинки или тапочки), swiftlere (сделанная из сыромятной кожи обувь) emming, rifeling, мешкообразная socc и сандалии на ремешках, названные crinc (возможно похожи на открытую сверху обувь железного века). Насколько мы знаем, эти типы обуви могли носить как мужчины, так и женщины.



Открытые сверху сандалии, найденные в торфяных болотах Дании и Германии и ранних германских могилах. Этот тип обуви, также могли носить некоторые из ранних англо-саксов.

Внешний вид
У нас мало информации о внешнем виде первых германских поселенцев, но у нас есть достаточно много информации об их континентальных коллегах, которые были очень похожи. Тацит (который, как правило, считается надежным источником) рассказывает:
«Верхняя одежда у всех — короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то иглой. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у берегов реки, — какие придется, те, что вдалеке от них, — с выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемых внешним Океаном или неведомым морем. Одежда у женщин не иная, чем у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава, так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них.» (от переводчика: перевод Тацита взят здесь http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm)

Похоже, что мужские прически, по крайней мере, среди воинов, различаются у различных племен. Тацит рассказывает, что воины хаттов, западного племени, позволили их волосам и бороде расти, пока они не убили врага. Свевы связывали свои волосы в узел сбоку, прическа подтверждается как римскими скульптурами, так и археологией. Тацит говорит, что этот стиль был признаком свободного человека. Он заметил, что молодые люди, которые не были свевами, так же копировали этот стиль. Эта разновидность прически также показана во многих римских скульптурах, показывающих германские племена. Сидоний, писавший в пятом веке, подтверждает, что свевский стиль по-прежнему использовался, и предположил, что он распространился на другие классы, а также другие племена (интересно отметить, что даже в англо-саксонской Англии коротко остриженные волосы были знаком раба). Сидоний также добавляет к наблюдениям Тацита:
«С их красного черепа спускаются связанные в пучок волосы, причем остается открытым выщипанный затылок. Зрачок их серо-зеленоватых глаз прозрачен и водяного цвета... Их подбородок выбрит, вместо бороды они носят пучки волос, расчесанные гребенкой (бакенбарды). Узкая одежда облегает их тело; короткая туника не закрывает икр, широкий пояс стягивает тощий живот»
Сидоний также пишет о франкских слугах с «масляным верхним узлом», возможно, похожим на свевский узел. Источники на прически ранних англо-саксов крайне редки, в связи с чем интересны замечания Сидония и Тацита. Также представляет интерес сходство описанной Сидонием «прически франкского воина» и «норманского стиля» показанного на гобелене из Байе около шести веков спустя!

Много гребней найдено в англо-саксонской среде (в основном, в населенных пунктах, а не захоронениях) полагают, что уход за волосами имеет большое значение, и многие пинцеты, ножницы и т.д. найденные в погребениях показывают, что личная гигиена также была важна. Поскольку большинство поселенцев были намерены посвятить себя сельскому хозяйству и колонизации, вполне вероятно, что более экстравагантные прически их родственников остались позади, за исключением, может быть, некоторых воинов. Дикие неподрезанные волосы хаттов и узлы свевов все же использовались, как рассказывает Тацит. В основном они предназначались для запугивания противника. Вероятно, англо-саксы подстригали свои довольно короткие волосы, как франки; к шестому столетию длинные волосы, кажется, стали стилем, используемым только королями Меровингов в Франкии. Все наши прямые свидетельства о ранних англо-саксах базируются на сильно стилизованных изображениях лиц и фигур на ювелирных изделиях. Густые усы просматриваются на некоторых лицах, иногда с бородой, но большинство из них чисто выбриты. Волосы иногда до плеч, но, обычно, длиной до шеи или короче (многие ученые Викторианской эпохи вряд ли заставят нас поверить в волосатых варваров!).

Женщины носили длинные волосы (но не обязательно неподстриженные и нестильные), иногда свободными, но зачастую заплетенными в косы. Некоторые источники показывают, волосы, собранными сзади, предположительно, в косу или конский хвост. Нет уверенности в том, что конский хвост был завязан сзади при помощи какого-то крепления, или же он был завязан на узел, как это делалось в Скандинавии. Некоторые скульптуры с континента показывают вполне элегантные прически и локоны у германских женщин, и также часто показывают пару конских хвостов закрепленных за каждым ухом.

Литература

Dress in Anglo-Saxon England - Gale Owen Crocker
Ancient Danish Textiles From Bogs and Burials - Margarethe Hald
The Bog People - P.V. Glob
North European Textiles until AD 1000 - Lise Bender Jorgensen
On Britain and Germany - Tacitus
Many Volumes of Archaeologia Cantiana, Archaeologia, Antiquiaries Journal, etc.

Бен Левик
Ноябрь 1995


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Одежда кельтов. Часть 1: для новичков

Античные штаны из Дамендорфа и Торсберга